Почему ребенок плохо говорит в три года?

Противопоказания

Роль семьи в формировании речи малыша

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

Почему ребенок плохо говорит в три года?

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда ребенку год, и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

Часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит усовершенствование имеющихся коммуникативных навыков и расширение словарного запаса.

В специализированной литературе выделяют следующие этапы формирования речи:

  1. Подготовительный (от рождения до года). Плач, которым ребенок привлекает внимание к себе и сообщает о своих потребностях, а также гуление, лепет направлены на тренировку артикуляционного аппарата и являются характерными для полугодовалого крохи проявлениями речи. В возрасте 10-12 месяцев большинство малышей радуют своих близких первыми короткими, но уже осмысленными словами.
  2. Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется активным усвоением артикуляции звуков, повторением слов за взрослыми. В этот период слова малышей еще неразборчивые, отрывистые. Тем не менее кроха двух-трех лет уже в состоянии донести до взрослого свои просьбы и выразить эмоции.
  3. Дошкольный (от трех до семи лет) этап. До четырех лет у большинства детей полностью формируется звукопроизношение. В этом возрасте малыши уже умеют составлять связные небольшие рассказы, активно общаются с другими детьми и взрослыми. К пяти годам словарный запас детей составляет от 4000 до 6000 слов. Если ребенок 3-5 лет не разговаривает, необходимо обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистами.
  4. Школьный этап характеризуется усовершенствованием речи, углублением грамматических и морфологических знаний.

Почему ребенок не разговаривает в 3 года и позже? Причины подобного состояния можно разделить на следующие группы:

  • физиологические (нарушение слуха, врожденные патологии артикуляционного аппарата, заболевания ЦНС);
  • психологические;
  • недостатки воспитания (педагогические).

Так, если ребенок в 3 года плохо разговаривает, в первую очередь следует провести обследование малыша на наличие различных заболеваний. Для определения причин ЗРР существуют различные тесты и диагностические методики, которые применяют, опираясь на возраст пациента и анамнез.

Ребенок не разговаривает в 3 года? Причины могут иметь психологический характер. Неблагоприятная обстановка в семье, частые ссоры, некорректное общение взрослых с ребенком, физические наказания могут привести к тому, что малыш «замкнется» в собственном уютном мире. В таком случае необходимость в коммуникации с окружающими у крохи снизится или вовсе исчезнет.

Неправильное воспитание также может привести к тому, что ребенок попросту не будет нуждаться в общении. Выполняя все желания малыша по первому зову, не давая крохе шанса самостоятельно познавать мир и выражать собственное мнение, не в меру заботливые родители оказывают своему чаду медвежью услугу. Дети, находящиеся под чрезмерной опекой взрослых, не видят необходимости в общении — ведь их и так прекрасно понимают. При этом чем старше ребенок, тем сложнее решить сформировавшуюся проблему.

Несмотря на многообразие профессиональных методов, основную роль в развитии речи ребенка играет атмосфера в семье. Ежедневное общение близких взрослых с крохой, безусловно, значительно повысит эффективность специализированных средств коррекции. Вот несколько несложных рекомендаций для родителей:

  1. Еще до рождения крохи общайтесь с ним, пойте ему песенки, делитесь положительными эмоциями.
  2. Научитесь внимательно относиться к попыткам годовалого малыша выражать свои мысли словами, поддерживайте его в этом.
  3. Если ребенок в 3 года не разговаривает — больше рассказывайте ему сами, описывайте все, что видите, делаете, ощущаете.
  4. Провоцируйте ребенка к общению в любых ситуациях.
  5. Установите такие семейные традиции, как чтение сказки перед сном, разучивание прибауток во время умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте малышу игры для развития мелкой моторики.
  7. Не ограничивайте контакты малыша с другими детьми.

Если ребенок не разговаривает в 3 года — это не приговор, а повод задуматься над причинами такого состояния. При своевременной организации коррекционной работы, а также благоприятном воздействии семьи, малыш вполне может догнать своих сверстников по уровню речевого развития, стать активным коммуникативным участником социума.

Задержка речевого развития (ЗРР)  – отставание детей в процессе овладения речью, патологию диагностируют в 2–4 года. Без надлежащего лечения могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией, умственным развитием. Точные причины возникновения нарушений полностью не изучены, специалисты говорят лишь о провоцирующих факторах.

Беременная девушка курит

Курение матери во время беременности может стать причиной ЗРР у ребёнка

Почему возникают патологии речевого развития:

  • гипоксия, сбои в работе периферической нервной системы – проблема нередко возникает на фоне гестоза, тромбофлебита, отслойки плаценты;
  • инфекционные заболевания при беременности;
  • преждевременные роды;
  • ЧМТ при рождении или внутри утробы;
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, сильнодействующих препаратов, курение мамы во время беременности;
  • нарушение слуха;
  • врождённая немота – возникает на фоне поражения речевого аппарата;
  • аутизм и другие врождённые психические заболевания;
  • сильный испуг, продолжительный стресс;
  • недостаточное общение с родителями, сверстниками – начинайте разговаривать с ребёнком ещё во время вынашивания;
  • отсутствие развивающих занятий.
ПОДРОБНОСТИ:   Коклюш у детей: симптомы и лечение

Диагноз ЗРР ставят в 3 года, если отсутствует внятная речь и ребёнок не говорит предложениями – это тоже относится к отклонениям, но не столь значимым.

Замкнутость

ЗРР сопровождаются замкнутостью и боязнью людей

Речевые нарушения часто сопровождаются аутоподобным поведением – боязнью людей, отказом от участия в играх с другими детьми, замкнутостью, частыми истериками.

Отставание в речевом развитии выявляют у 5–12% детей: из них каждый 4 – это мальчик, у девочек ЗРР отмечают реже.

Часто родители задают вопрос о том, в каком же возрасте детки начинают разговаривать? Процесс развития речи наступает практически с появления на свет и заканчивается приблизительно в 4 года, если ребёнок уже может произносить все звучания родимого языка, а, кроме того, составлять фразы и создавать складные предложения.

  1. Как учить ребенка говоритьПодготовительный (с появления на свет и до года). Плач, каким малыш притягивает интерес к себе и информирует о собственных нуждах, а, кроме того, гуление, лепетание ориентированы на тренировку артикуляции и являются отличительными для крохи в полгода проявлениями речи. В возрасте 12 месяцев большая часть детей тешат собственных родных основными короткими, однако, уже разумными текстами.
  2. Преддошкольный этап (с года до 3 лет) характеризован интенсивным усвоением звуков, повторением слов за старшими. В данный этап слова детей ещё нечёткие, порывистые. Тем не меньше малыш 2−3 лет уже в состоянии донести собственные пожелания и сформулировать впечатления.
  3. Дошкольный (с 3 до 7 лет) этап. До 4 лет у многих ребят целиком создаётся звукопроизношение. В данном возрасте дети уже могут создавать складные незначительные повествования, динамично разговаривают с иными ребятами и старшими. К 5 годам словарный запас деток составляет до 6000 слов. В случае если малыш 3−5 года не говорит, следует сосредоточить на это внимание и посоветоваться с экспертами.
  4. Школьный этап характеризован улучшением речи, углублением познаний.

Несмотря на разнообразие профессиональных способов, главную роль в формировании речи малыша играет обстановка в семье. Ежедневное взаимодействие родных взрослых с крохой, бесспорно, существенно повысит результативность специальных средств коррекции. Вот несколько простых советов для отца с матерью:

  1. Ещё до появления на свет крохи общайтесь с ним, пойте песенки, делитесь позитивными чувствами.
  2. Обучитесь внимательно обращаться к попыткам годовалого ребёнка высказывать собственные мысли словами, поддерживайте его .
  3. В случае если малыш в 3 года не разговаривает — рассказывайте ему в этом случае сами, описывайте все, что увидели, что делаете, чувствуете.
  4. Провоцируйте малыша к разговору в любых ситуациях.
  5. Установите такие домашние устои, как чтение сказки пред сном, разучивание прибауток в период умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте ребенку игры для развития моторики.
  7. Никак не ограничивайте контакт малыша с иными ребятами.

Если малыш не разговаривает в 3 года — это не приговор, а причина подумать над факторами подобного состояния. При оперативной организации коррекционной работы, а, кроме того, подходящем воздействии семьи, ребёнок вполне может догнать собственных сверстников по степени речевого развития, становится активным коммуникативным соучастником социума. Полезные рекомендации:

  1. Как учить ребенка говоритьПри нехватке общения родители должны переосмыслить взаимоотношения с малышом, осознать, что ребёнку в каждом возрасте необходимо не только лишь пища и уход, но и внимание, взаимодействие, возможность делится радостью и неприятностями.
  2. Телевизор и компьютер должны отдалиться на второй план. Не отнимайте гаджеты, постарайтесь, чтобы с вами было увлекательнее, чем с неживым другом.
  3. Больше читайте книг, обговаривайте разные проблемы, совместно изучайте мир. Водите малыша в зоопарк, детский видеоигровой центр, парк развлечений.
  4. Отличное решение — общие занятия. Совершайте походы на природу, подготавливайте совместно простые блюда. Логопеды и психологи советуют развивающие игры для ребят 2−3 года.
  5. Изучайте скороговорки, короткие стихи, придумывайте истории, зовите продолжить рассказ. Не смейтесь над версией ребенка, а то он снова замолкнет.
  6. Придумывайте игры, в каких необходимо выбрать рифму к слову.
  7. Развитие мелкой моторики. Подходящие занятия: искать пальчиками макароны, сортировать крупу, завязывать шнурки, рисовать красками, лепить из пластилина и теста.
  8. Взаимодействие с детьми на детской площадке. Больше водите «молчуна» в песочницу, парк, игровой центр. Из числа сверстников ваш ребёнок будет меньше стесняться, от развлечений возникнут яркие чувства, захочется поделиться радостью, уведомить о впечатлениях.
  9. Стимулируйте развитие речи. Совместно смотрите мультфильмы, читайте книги, рассматривайте иллюстрации, водите детей на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, примеченном, постарайтесь достичь развёрнутых ответов. Не налегайте на ребёнка, в случае если он никак не настроен на обсуждение.
  10. Многочисленные эксперты рекомендуют отдать ребёнка в сад. Дошкольники всё повторяют друг за другом. В коллективе разговорится даже упрямый «молчун». Непременно разъясните педагогу проблему, просите не жать на ребёнка: пускай маленький человек лично попытается общаться. Существует много примеров, если, через неделю после начала хождения в сад, ребёнок начинал динамично говорить. Для преуспевания «предприятия» непременно узнайте, как организовать ребёнка к посещению сада.
  11. Дети слабо говорят отдельные звучания? Малыш стыдится насмешек из-за неверного произношения, любит хранить молчание либо отвечает кратко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к хорошему логопеду. Систематические занятия с экспертом, закрепление приобретённых познаний дома со временем ликвидируют проблему. В случае если ребёнок поймёт, что он имеет возможность чётко говорить фразы и слова, то неудобство уйдёт, улучшится разговор.
ПОДРОБНОСТИ:   Как варить сушеный шиповник для питья правильно

Когда необходимо бить тревогу?

Многие родители, если их ребенок в 3 года не разговаривает, объясняют это тем, что ближайшие родственники крохи тоже поздно произнесли свои первые слова и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такой факт свидетельствует только о том, что у малыша есть генетическая предрасположенность к ЗРР. Следует помнить, что чем раньше начать коррекцию по развитию речи, тем выше вероятность успеха такой деятельности.

Поэтому раннее обнаружение симптомов и своевременное обращение к специалистам может непосредственно отразиться на дальнейшей жизни малыша. Если ребенок до 4 лет не разговаривает, причинами для обращения к врачу могут стать следующие факторы:

  • травма малыша (в том числе родовая);
  • обнаружение симптомов нарушения ЦНС, генетических заболеваний;
  • отсутствие у грудничка реакции на звуки, у полуторогодовалого малыша — словоподражания, у старших детей — слов и связной речи.

Многие отец с матерью, если их ребенок не разговаривает в 3 года, поясняют это тем, что ближайшие родные крохи тоже поздно произнесли собственные первые фразы и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такого рода случай говорит только лишь о том, что у ребёнка есть генетическая склонность к ЗРР. Необходимо помнить, что чем ранее начать коррекцию речи, тем выше успех такой работы.

Поэтому раннее выявление признаков и своевременное обращение к профессионалам может напрямую сказаться на последующей жизни ребёнка. В случае если малыш до 4 лет не разговаривает, факторами для призыва к доктору могут становиться следующие условия:

  • травма ребёнка (в том числе наследственная);
  • выявление признаков патологии ЦНС, генетических болезней;
  • недостаток у грудничка реакции на звучания, у полуторогодовалого ребёнка — словоподражания, у старших ребят — слов и складной речи.

Медицинские методы

Если малыш не разговаривает в 3 года, не может строить осмысленные простые предложения, обратитесь к педиатру. После осмотра, при выявлении отклонений в развитии, специалист выпишет направление к невропатологу, логопеду, ЛОРу, психологу или психотерапевту.

Родители обращаются с жалобой: «Ребенку 3 года — не разговаривает». Что делать в такой ситуации? В первую очередь необходимо определить причину состояния. Для этого потребуется обратиться к таким специалистам, как:

  • педиатр — он проведет общий осмотр, определит отклонения в развитии согласно возрасту;
  • отоларинголог проверит слух малыша;
  • дефектолог оценит развитие речевого аппарата;
  • логопед определит степень формирования звукопроизношения;
  • невролог сможет обнаружить нарушения ЦНС;
  • детский психолог поможет определить наличие страхов, замкнутости и других расстройств и внутренних проблем.
ПОДРОБНОСТИ:   Янтарная кислота показания к применению, отзывы, противопоказания

При постановке диагноза ЗРР достаточно часто назначается медикаментозное лечение. Применяются препараты для активации «речевой зоны» полушарий мозга, в частности, «Кортексин», «Нейромультивит» и другие. При обнаружении психического заболевания, назначаются лекарства, корректирующие данное состояние.

Также для возбуждения «речевых центров» невропатолог может назначить методы физиотерапии, такие как магнитотерапию или электрорефлексотерапию.

Родители жалуются: «Ребёнку 3 годика — и он не разговаривает». Что же делать в таком случае? В первую очередь нужно установить причину состояния. Для этого понадобится прибегнуть к таким специалистам, как:

  • Как помочь ребенку начать говоритьпедиатр — он проводит осмотр, установит отклонение в развитии по возрасту;
  • лор выяснит, какой слух у малыша;
  • дефектолог оценит формирование речевого аппарата;
  • логопед установит степень развития звукопроизношения;
  • невролог сможет выявить патологии ЦНС;
  • детский психолог, несомненно, поможет установить наличие страхов, и других расстройств и проблем.

При постановке ЗРР довольно часто назначается лекарственное лечение. Используют препараты для активации речи и полушарий мозга — «Кортексин», «Нейромультивит» и прочие. При обнаружении заболевания психики, назначаются медикаменты, исправляющие это положение. Также для возбуждения «речевых центров» доктор может назначить физиотерапию.

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру. Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

Педагогические методы

У отца с матерью появляется проблема о том, как обучить малыша говорить в 3 года? Можно употреблять педагогические способы устранения. В первую очередь необходимо уделить внимание процедурам для формирования мелкой моторики. Так как исследованиями была подтверждена связь между перемещениями пальцев рук и активацией головного мозга, что отвечают за разговор. В коррекционной работе используют много разных интересных игр, сориентированных на формирование мелких движений, к примеру, такие как:

  • Почему ребенок не говоритзарядка для пальцев;
  • массирование;
  • игры-вкладыши;
  • занятия с песком, водой, крупой, разными на ощупь веществами;
  • пальцевой театр;
  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • театр теней.

К педагогическим способам, кроме упражнений для формирования мелкой моторики, причисляют следующие методы:

  • театрализованные выступления;
  • инсценировка сказок ;
  • разучивание стихов, произведений фольклора;
  • составление повествований по сюжетным иллюстрациям и прочие.

Родители жалуются: «Ребёнку 3 года, слабо разговаривает. Что делать ?» В этом случае педагогический способ является более действенными для решения такой трудности. Однако вот, если ребёнок говорит фразы себе под нос и плохо выговаривает звуки, то здесь понадобится профессиональная поддержка логопеда либо дефектолога.

У родителей возникает вопрос о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года? Можно использовать педагогические методы коррекции. В первую очередь следует уделить внимание упражнениям для развития мелкой моторики. Так как исследованиями была доказана взаимосвязь между движениями пальцев рук и активацией участков головного мозга, которые отвечают за речь. В коррекционной дошкольной педагоге применяют немало различных интересных игр, направленных на развитие мелких движений, например, такие как:

  • гимнастика для пальчиков;
  • массаж;
  • игры-вкладыши и сортеры;
  • занятия с песком, водой, крупами, различными на ощупь материалами;
  • пальчиковый театр;
  • лепка из пластилина, глины, соленого теста;
  • театр теней.

Кроме упражнений для развития мелкой моторики, к педагогическим методам относятся следующие:

  • театрализованные игры;
  • инсценизация сказок (для старших дошкольников);
  • разучивание стихотворений, произведений народного фольклора;
  • составление рассказов по сюжетным картинкам и другие.

Родители жалуются: «Ребенку 3 года, плохо разговаривает. Что делать в такой ситуации?» В этом случае педагогические методы являются наиболее эффективными для решения такой проблемы. Но вот, если малыш произносит слова неразборчиво, то тут потребуется профессиональная помощь логопеда или дефектолога.

Коррекционный метод

К такой группе способов формирования речи причисляются логопедические и коррекционные занятия. Это намеренно разработанные мероприятия, нацеленные на предотвращение обнаруженного недостатка. Ведутся подобные занятия грамотными логопедами либо дефектологами. Отмеченные эксперты используют разные методики коррекции речи в связи от возраста, диагноза и уровня ЗРР, в частности, такие как:

  • Какие есть методы научить ребенка говоритьартикуляционная зарядка;
  • установка звуков с поддержкой «лопатки»;
  • логопедический массаж;
  • способы звуко- и словоподражания;
  • логарифмика и прочие.
Оцените статью
Eco Doctor